ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ДЕРЕВНИ ПЕРЕДНИЕ ЯНДОУШИ КАНАШСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ!

История деревни

Нужно обязательно знать и уважать историю своей малой Родины!!!

       Без прошлого не бывает настоящего. У каждой деревни своя судьба. Своя, особенная, она и у деревни Передние Яндоуши. Пролетают века над землей, сгорают звезды, но остается вечным символом жизни человеческая красота души. Ни годы, ни столетия не сотрут в памяти нашей тех, кто создавал и творил, увековечивал эпоху именем своим.

       Соседи Передних Яндоуш: с севера – Тюлькой (Çĕнĕ Туçа), с юга – Шоркистры (Энĕшпуç), с востока – Хоруи (Хуруй), с запада – Задние Яндоуши (Кайри Ăнтавăш). В 9 километрах от деревни проходит Казанская железная дорога. В Передних Яндоушах было 150 хозяйств, и более 600 жителей. В основном чуваши, но были и русские, их теперь осталось совсем мало. Очень интересна история деревни.
        По словам старцев Передних Яндоуш все началось еще в 16 веке. В Канашском краеведческом музее отмечено, что деревня зародилась 1610 году до христианизации чувашей. На месте деревни стоял дремучий лес. Деревня Передние Яндоуши до сих пор с северо-запада и с северо-востока примыкает к лесу. Вокруг деревни много вязов, что говорит о том, что в этих местах был лес.
         На место нашей деревни с Большого Тугаево (Тукаль, Цивильск) переселились несколько чувашей. Это было немного восточней нынешней деревни. Возле нынешнего Эшне. Тут вода текла слабо и они перешли туда где вода течет посильнее. В эти края они пришли в поисках свободы. Подальше от нечеловечных порядков царя. Эти чуваши вырубали лес и делали себе поля. Жили в маленьких избах по черному, не было и как таковых четких улиц. Окна домов были очень маленькими. Лес был бесконечен, вой волков постоянно стоял в ушах. Деревня тихонько росла, но по какой то причине вся деревня сгорела дотла.
           Предположительно это было в 1887 году, после этого дома уже построили в ряд, выстраивая улицу. Это скорее всего после указа Петра 1. Проектированием улиц занимался некто инженер Мефодин. В этой деревне изначально жили 4 рода. Род Патши, род Пралух, род немцев и род Шуккаевых.
          Поначалу жители разводили скот, позже привыкали к работе на земле. Переднеяндоушские русские переселились сюда из села Буртасы. Еще возможно после земельных реформ они сбежали от своего барина. И поселились в более тихое и вольное место. Через деревню протекает река Яуш. И деревню назвали по названию этой реки. Через Передние Яндоуши московских  арестантов отправляли в Сибирь. 1960хх годах из под земли показался мост, построенный через реку Яуш. За этим мостом бережно ухаживали местные. Видно что мост построен второпях. Мост был невысоким, построен из различных деревьев, сваи забиты из березы.      Щепки до сих пор не сгнили (на год обнаружения) Кто сделал – неизвестно. Перейдя через мост они, видимо, делали привал, так как на этом месте были найдены золотую монету, красивые бусы, пилку, маленькую икону, украшенный кусок металла. Есть и те, кто утверждает что через этот мост переходило войско Пугачева.
          Идущие из Сибири в Москву обозы останавливались на отдых в Передних Яндоушах. У для этого тут был специальный дом – дом ямщика. Русские ямщики особо любили эту деревню, а чтоб общаться и понимать их в деревне были русские жители. Это был своеобразный обычай гостеприимства чувашей. Умерших клали не в гроб, а в дупло. Мертвецу в уши клали бусинки, а на глаза монеты. К чему бы это? Оказывается - если спросят на том свете – ответить: ничего не видел, ничего не слышал. На похороны варили пиво, собиралось очень много народа. После похорон разжигали костер, все должны были перепрыгнуть через него. Со стороны леса в сторону Передних Яндоуш  лежит большая дорога. Это Ямх çуль, что означает дорога ямщика. По ней из Москвы в Сибирь везли арестантов, а оттуда очень много возили лес. Говорят , что по этой же дороге проезжал и Пушкин.
          В жизни человека огромное значение занимает вода, без нее и жизни нет. Наверное, именно поэтому и деревни строили поблизости к оврагам. В Передних Яндоушах очень много бьющих из-под земли родников. Чистые как очи журавля и холодные. Невольно вспоминается произведение К.Иванова «Нарспи».
         Недалеко от  деревни есть овраг Никитки (Микитка çырми). Про это в народе ходит молва, что жил в деревне конокрад Никита. Он был в сговоре со многими ворами округи. У жителей без конца пропадали лошади. Когда в конец у них лопнуло терпение, они нашли большую бочку, вытащили пару досок, посадили туда Никитку, заколотили и пустили с самого крутого обрыва в сторону оврага. Так жители расправились с Никитой, с тех пор и овраг называют его именем.
          Рядом с деревней посреди леса есть поляна Вăкăр каши. Давным-давно тут жили волки. Как-то туда попал бык. И началась битва между быком и волками. Долго длилась битва, но победу одержал бык.    Волки сдались. Отсюда и подобное название. В давние времена воров было множество. Украденных быков с деревни разделывали именно в этом месте.
         Овражки с такими названиями: Тăм шăтăк çырми, Ача çăва çырми, Кив çурт çырми, Çурт хыç çырми, Çинçе çут çырми, Хăртă вар, Анлă вар, Лекçей варĕ. Йăнăклар варĕ. Йăнăк – человеческое имя. Про него ходит в народе легенда. Он был очень высоким и сильным. Жители решили проверить его силы и устроили состязание. Решив, что посреди деревни неудобно, пошли за деревню, к широкому плоскому овражку. Встали в круг, а Йăнăк посередине. Началось состязание. Мужчины по очереди выходили из круга и дрались с ним, потом по двое, но так и не смогли его побороть. Овражек назвали потом его именем.
           Современные деревни прекрасны.  Вокруг деревни родные поля, луга, леса, поляны, овраги, ручьи.  Вместо давних скудных полей сейчас урожайные плодородные поля. Им тоже жители дали название. Раньше их значимость была намного выше, так как на них располагались собственные грядки. Поэтому название полей давались по именам их хозяев. И у деревни Тюлькой есть поле «Тĕлкуй». Откуда это название? Название состоит из 2 частей: тĕлĕк – сон, уй – поле. Давным-давно на этом поле встретились 2 путешественника. У одного из них в руках была вода, другой курил трубку. Одному хотелось пить, а другому было нечем прикурить. Один дал другому прикурить, а тот воды напиться. Уставшие с дороги тут и уснули. Как только проснулись - начали рассказывать друг другу свои сны: на это место пришли очень много народу все танцевали, пели и радовались. С ними радовались и путешественники. Они удивились над сном и решили, что это поле сновидений. На следующий год, в пятницу, в день встречи, решили встретиться снова. Но теперь они уже были с семьями, едой и питьем. С тех пор каждый год в пятницу  тут встречались и праздновали со своими родственниками.  По сей день на этом поле празднуют Тĕлкуй ташши.
          В Передних Яндоушах жил знаменитый конокрад Хулькка. Жители округи очень его боялись. Он всегда предупреждал хозяина, что украдет его коня.  Хотя он был маленьким, был сильным и хитрым. Если решил украсть – то получал свое любым способом. Его пособники всегда ждали в лесу, поблизости, которые дальше отправляли коня по назначению. Это место и сейчас называют Хулькка кати.
          Дома ненавистных людей чуваши сжигали. Иногда и сейчас встречается. Поджигатель не должен был возвращаться домой, чтоб не настиг его пожар, уходил  в лес. Этот лес называют Пушар (пожар)кати.
           Касаккай. С таким названием есть леса и у Яндоуш, и у Кибеч.  В словаре В.К.Магницкого Касаккай встречается в списке некрещеных мужских имен.  На востоке Яндоуш есть огромная, роща. Там до сих пор стоят высокие дубы и осины. Из этого леса в старину крестьяне рубили лес и вывозили. Во время второй мировой войны там было очень много волков, из деревни был слышен их ужасный вой.
          Про дорогу Лашман в книге «История Чувашской АССР» сказано так: В 1718 году правительство Петра 1 приписало служивых татар, чувашей и мордвы к разработке корабельных лесов. В ходе первой ревизии они были зачислены в разряд государственных крестьян. Присланные (их называли лашманами) заготавливали корабельный лес и вывозили его к пристаням.  Н.И. Ашмарин в своем словаре обьясняет так: Те кто не хотел служить в армии возил лес. Лашман – мужское имя. Эта дорога проходит через рощу рядом с Передними Яндоушами.
          Про возвышения в народе поменьше легенд и названий. Янтун тăвĕ - в передних Яндоушах возвышенное место. Один чуваш тут пас своего коня, как звали его неизвестно. Наверное немного понимал по-русски и напевал «Я тут…» а дальше слов не знал. И прозвали его Янтун. И гору назвали в его честь.  Парăс сăмси. Очень интересное место. По обе стороны овраги, с одной стороны течет река Яуш. А горка смотрится как парус между ними. Оттого и название.
            Масар, часавай, çăва. По словам Золотницкого в старое время чуваши мазаром называли и те места, куда бросают платье, постель и вещи умершего. Эти места, по мнению чуваш, будто бы посещаются покойниками. Чуваши после похорон очищаются, надевают другое бельё. Позже и место похорон начали называть масар.  Даже сейчас, после похорон чуваши топят баню, меняют нательное белье. После выноса тела моют дом, стирают вещи умершего. Наверное это древняя традиция. Человек может умереть от разных болезней, поэтому это хорошая традиция. При открытии нового кладбища по сей день к первому похороненному кладут плетку, Этот человек будет охранять кладбище.
           В Передних Яндоушах 5 улиц. На сегодняшний день 122 хозяйства, из которых 63 жилые. В деревне проживают более 160 человек. Имеются: магазин, фельдшерский пункт, библиотека, ветеринарный пункт.

Материал взят из дипломного проекта Прокопьевой Калерии Яковлевны, бывшей учительницы Переднеяндоушской восьмилетней школы.

История деревни Передние Яндоуши (на чувашском языке)

 

Анализ сайта Рейтинг@Mail.ru