История деревни Челкумаги
Моя деревня, где я родился и вырос называется Челкумаги. По- чувашски название деревни “Чул Кaмака”. Если это перевести на русский язык, то получается “Каменная печка”. Бабушка полагает, что мою деревню назвали Челкумаги лишь по той причине, что вблизи деревни в глубоких оврагах было огромное богатство- строительный камень. В давние времена отопительные печи выкладывали из природного камня, что лежит рядом. В 1936 году в нашем овраге добывали камень в большом количестве для строительства автодороги Канаш-Чебоксары. Камни на место стройки возили на тракторах с двумя увесистыми прицепами- тележками. По сей день здесь в овраге много камня. Многие жители деревни используют эти камни при строительстве дома для закладки фундамента.
Мою деревню нередко величают с приставкой “Кибечи”. Известно, что таких “Кибечей” в округе 3. Это- село Малые Кибечи, деревни Средние Кибечи и Нижние Кибечи. Село Малые Кибечи расположено в 3 километрах с восточной стороны. Деревни Средние и Нижние Кибечи расположены совсем рядом с западной стороны. Название деревни “Кибечи” привезено переселенцами из Татарской Республики с реки Кама. “Кибечи” в переводе с татарского означает “купец”. Деревня Челкумаги появилась в 1670 году. При Петре 1, в 1710-1721 г.г. в деревне было 15 дворов. Старожилы рассказывали, что ранее деревня находилась в дремучем лесу. В районе, где сейчас кладбище, стояли вековые дубы, особенно на дне оврага и на склонах. Отдельные дубы были там ещё до 1941 года. Говорят, в этих дубравах обитали двухметровые змеи. Вокруг деревни росли вековые липы, орешники. Много было грибов, малины. В лесах обитали медведи, волки, лисицы, зайцы, белки, горностай, тетерева, куропатки. В речках ловили щуку, плотву, окуней. Крестьяне занимались хлебопашеством и сскотоводством. Женщины пряли лён, посконь, шерсть, ткали холсты и сукна. Для уборки урожая люди ходили 10-12 км от села и, как правило, ночевали в поле семьями. Работа была тяжелая и работали от зари до темна. В деревне жили несколько зажиточных крестьян. Они имели в своём хозяйстве конные мельницы- крупорушки, машины для обработки шерсти, ветряные и водяные мельницы. Несмотря на тяжёлые условия жизни, люди в то время умели хорошо проводить время, играть во всевозможные игры, веселиться в праздники. А каков был быт сельчан в те годы, ныне трудно даже представить. В большинстве домов топили по-черному. Дома в ос-новном топились дровами, избы крылись соломой. Лишь местные богачи имели дома, крытые железом.
В качестве освещения использовалась лучина, которая вставлялась в светцы , расположенные около стола, а внизу устанавливали ведро, куда пада-ли обгоревшие части лучины. Светцы состояли из одной или двух железных руго-лек, которые подвешивали над ведром (эти лучины вышли из употребления лишь в советское время). После лучины в избах начали появляться коптилки, потом лампы со стеклами, которые по цене были недоступны для всех крестьян. Эти керосиновые лампы были 1-, 2-, 3-, 5-, 7- и 10- линейные, были и лампы - молнии, которые употреблялись в учреждениях и в школе.
Употребляли и свечи для освещения. Свечи использовали даже для фонарей, с которыми выходили ночью к скоту. Но они были пожароопасными, так как в сараях, поветях и под навесом хранили сено и солому.
Крестьяне в зимнее время держали телят и ягнят в избе, даже заводили в избу корову для дойки. Поэтому в домах было грязно. Женщины были заняты с утра до вечера работой по хозяйству, они работали наравне с мужчинами. Уборка всех культур производилась исключительно вручную. Это был самый напряженный период. В уборке участвовали все члены семьи, за исключением самых ма-лых ребят да престарелых. Она начиналась жатвой ржи. Жали серпами и связывали в снопы, а их складывали кучками по 5 штук пятками . В неболь-ших кучках снопы подсыхали, и затем их складывали в копны. В копнах снопы сушились, после чего их везли на гумно и складывали в скирды. Зерно мололи на мельнице. И зимой было немало забот. Женщины ткали холсты, шили одежду для всех членов семьи. Было и кустарное производство.
Примитивная агротехника, погодные условия часто негативно сказывались на урожайности. Многие крестьяне жили впроголодь, уходили на промыслы. Вот такая интересная история, которую рассказала мне бабушка. Хочу немного рассказать, как живёт сейчас моя деревня. Жить стало значительно лучше. Дома у всех отапливаются газом. Это значительно дешевле и выгоднее. В настоящее время в деревне 243 двора и в них проживают 577 жителей. В прошлом году начали работать офис врача общей практики и модельная библиотека. Этому рады все. В школе есть современные компьютеры и 2 автобуса. Когда я вырасту, то никуда отсюда не уеду. Буду жить и работать в своей прекрасной деревне. Условия для этого не хуже, чем в городе.
Автор ученик 7 класса Анатольев Александр
История Челкумаги
Деревню Челкумаги называли дер. Челкумаги Кибечи потому, что эта деревня была тесно связана с другими Кибечами, находящимся рядом (Средние Кибечи, Нижние Кибечи). Другие Кибечи еще раньше занимали места и обустраивали свои хозяйства, имея тесные связи с челкумагинцами. Ранее эти Кибечи составляли одно земельное общество. Однако деревня Малые Кибечи имела земельные участки отдельно от других Кибеч. Все три Кибечи (кроме Малых) сначала были названы как Большие Кибечи. Поскольку Малые Кибечи была как отдельная, обособленная, однако имела тесные связи с Большими Кибечами. Старожил дер. Янтиково Игнатьев Василий слышал от ветеранов той деревни, что в то время контора волостная была в Больших Кибечах. Ранее, в старину, в дер. Средние Кибечи проживали 3-4 семьи русской национальности, которые были достаточно образованными, цивилизованными. Характерно то, что жители 4-х Кибеч в целях мирной и спокойной жизни старались строить дома совместно, а также было общее для них кладбище, где хоронили усопших со всех Кибеч. Причем в начале кладбища было размещено в середине деревни. А впоследствии - в конце деревни у оврага, где так же хоронили усопших из деревни Малые Кибечи. Это называлось старое кладбище.
Из истории Чувашии известно, что люди чувашей национальности в течение нескольких веков переезжали из Тувинской республики в Ставропольский край, а оттуда, постепенно, на берег Волги по причине того, что там часто вспыхивали всевозможные войны. В 1770-1780 гг. по указу царя все местные жители приняли православную веру. После этого они построили новое кладбище, где так же хоронили умерших в трех Кибеч. Примерно в 1876 году, когда в селе Высоковка построили церковь, с тех пор каждая деревня (4 Кибечи) имели свои кладбища.В первое время в дер. Челкумаги дома начали строить в двух местах: на той стороне овраги и на этой, причем, не соблюдая, будут ли здесь улицы или нет. В начальном периоде строительства деревне здесь было всего 16 дворов. Они размещались поближе к воде. В деревне колодцев с водой не было. Для хозяйственных надобностей воду возили на лошадях 30-40- ведерными бочками.По Указу Петра I деревню продолжали строить по принципу «улица» и районы стали называться губерниями, уездами. При строительстве деревни учитывали противопожарную безопасность. Первые улицы появились поближе к оврагу, значит к воде. В последствии появились другие улицы. Примерно в 1890 году в деревне уже было 63 крестьянских дворов.По всему, ранее вокруг деревни был дремучий лес, куда люди ходили за ягодами, грибами, орехами. Причем ходили туда с опаской, поскольку в этих лесах жили цыгане, образуя свой табор.
Вначале три Кибечи (Средние, Нижние и Челкумаги) составляли одно земельное общество, где земля, вода, пастбище, лес были едиными. Лес называли как всенародным и это лес, при надобности, делили на три части, т.е. на три деревни. По всему, жители всех трех Кибеч жили дружно и в согласии.По причине того, что леса были распложены вплотную к строящимся домам, то чтобы построить новый дом или заиметь участок для посева, надо было выкорчевывать вековые дубы и другие деревья. В то время все эти проводили вручную, с использованиями топора и лома и т.п. Даже для строительства избы использовали местный материал (глина, камень). Причем бревна, доски, жерди из дуба для огорода обрабатывали топором. Известно, что для того, чтобы сеять урожай, надо было полностью уничтожить определенный участок леса. Поэтому каждому крестьянину давали задание, например, рубить лес подальше деревни. Но крестьяне не все это выполняли. Поэтому они наказывались. Например, виновных выгоняли зимой на улицу босиком. По этому вопросу здесь в основном главенствовали царские чиновники. Для уборки урожая люди ходили 10-12 км от села и, как правило, ночевали в поле семьями.Из-за дальних посевов от села, посеянные участки навозом не удобрялось, поэтому урожаи были плохими.
После организации колхоза в селе с землей навели порядок: каждому селу были выделены земельные участки рядом с деревней.После окончания сенокоса, особенно деревенских жителей отмечали как праздник.По рассказу 130-летнего жителя Средние Кибечи Тихона Петровича деревни под названием Кибечи существуют и в других местах. Например, под городом Алатырь, в Комсомльском районе и других местах. После того, как наши прапрадеды переехали в эти места издалека, хотя они уже и умели строить деревянные дома из бревен, как видно, избы были с отоплением по-черному, поэтому в первый период печки начали строить из камня. Оказывается, в этот период производить кирпич еще не умели. Камни были как бесценный строительный материал так же, как и дерево. Поэтому много было названий деревень и сел, похожих на дерево.Было время, когда царское самодержавие в целях раскола общества, чтобы народ не мог объединиться против царя, принимает меры по их разъединению. По этой причине издается указ об образовании в России разрозненных хуторов. Здесь инициатором был министр Столыпин. Началось расселение крестьян по небольшим хуторам. В 1912 году из деревни Челкумаги и других деревень отделились в хутор в районе железнодорожного разъезда «Кибечи» сначала девять хозяйств. На хуторе были построены новые дома, каждой семье были наделены земельные участки. Этот хутор просуществовал там несколько десятков лет, а ликвидирован лишь с начала коллективизации по разным близлежащим селам.
Источник: Рукописная книга "Размышления в одиночку". Автор- полковник в отставке Михайлов Андрей Михайлович, уроженец деревни Челкумаги.
Краткая история школы
В 1903—1904 годах в деревне начали обучать крестьян грамоте, хотя и таковых, как школа, здесь не было. Как помещения для учебы, использовали дома крестьян Самуила Ивановича, Моисея Ивановича, Трифона Дмитриевича, Хрисан Алексеевича и других. Когда была открытая маленькая школа, здесь первым учениками были Егор Прокофьевич, Абрам Артемьевич, Моисей Кузьмич, Дмитрий Яковлевич. Причем в одном помещении учились ученики нескольких классов. Например, в доме Трифона Дмитриевича (дом достаточно большой, светлый) учились ученики со 2-го по 4-й класс в количестве 30—40 ребятишек. До революции среднее образование имел лишь Алексей Илларионович, ставший впоследствии священником.
Первая официальная школа была открыта в 1922—24 годах в пятистенном доме дьякона из Высоковской церкви. После нескольких лет учебы в этой школе в деревне появились достаточно грамотные по тем временам люди. Из них Левентий Михайлович, Ефим Зиновьевич, Иван Кузьмич и другие. Из них Никифор Алексеевич, как наиболее грамотный, впоследствии работал на ответственных работах: секретарем сельского совета, председателем сельсовета, секретарем партийной ячейки, казначеем в Высоковском Земстве. Остальные «грамотные» каких-либо заметных должностей никогда не занимали. После того, как дом дьякона пришел в негодность, государство выделило средства для строительства новой школы. Все это по ходатайству Степана Ефимовича, работавшего в то время в сельском совете.
Первым заведующим школой — четырехлеткой был Яков Ефимович. Эту школу ввели в строй в 1935—36 годах. Впоследствии была уже построена семилетка между двумя деревнями Челкумаги и Средние Кибечи. Ученик этой школы
Ефимов Анатолий Ильич впоследствии выучился на кандидата педагогических наук. Новую школу семилетку строили жители в основном 3-х Кибеч. Возили на лошадях бревна, плотники помогали делать деревянный сруб и т.д. Челкумагинская начальная школа ранее находилась в районе оврага. Школа представляла собой пятистенный деревянный дом. В одной половине занимался один класс, в другой — еще один. Внутри класса были 5-6 парт и на каждой парте сидели по 5 учеников. В классах было печное отопление, и освещались классы керосиновыми лампами. В первую смену обучались 1—2 классы, а после обеда во вторую смену учились 3—4 классы. Учителями тогда работали Архипова Мария Архиповна, Фёдорова Ольга Фёдоровна, Михайлов Андрей Михайлович, Петрова Евгения Петровна.
Часто в школе показывали фильм «Чапаев». Для показа фильма использовали динамик, дающий электрический ток с ручным приводом. Киномеханик заставлял ребятишек крутить динамик, каждый крутил одну часть фильма. При этом киномеханик забирал у ребятишек головные уборы. Тот, кто крутил, смотрел фильм бесплатно, ему затем киномеханик возвращал головной убор. Школа была огорожена забором. Внутри забора были кухня, сарай для хранения дров. В передней части здания был сад. Ученики ухаживали за этим садом, поливали, сажали новые деревья, убирали засохшие. Рядом располагался участок, где выращивали овощи. Ученики школы тоже активно работали в летнее время на этом участке. В школе тогда нас воспитывали в духе уважения друг другу, особенно почитали своих родителей и учителей.
История коллективизации деревни
Во время Гражданской войны и после жизнь в деревне улучшилось намного. Единоличные хозяйства не могли прокормить страну. Поэтому правительство и Ленин приняли решение о коллективизации сельского хозяйства в стране. Поэтому уже в 1930 году в дер. Челкумаги начали организовывать колхоз. Но для руководства такими большими хозяйствами надо было иметь специалистов и сильный деревенский актив. Для этой цели еще в 1928-29 годах начали готовить кадры. Для руководства колхозами надо было выбирать людей из числа комсомольцев, бедняков, преданных Советской власти. Кроме того, надо было агитировать крестьян для вступления в колхоз. Пропагандистом в этом плане был Михаил Смирнов, немалую агитационную работу проводили учитель Яков Ефимов, крестьяне Вершинин Алексей, Андреев Сидор, Михаил Васильевич, а также комсомольцы Павел Николаевич, Николай Ефимович, Илья Ефимович, Сорокин Алексей, Тимон Никифорович.
В дальнейшем, наиболее активных в колхозном строительстве жителей деревни по зову ЦК партии направили на 6-тимесячные курсы, где готовили различных специалистов сельского хозяйства, в том числе и работников МТС.
Все активисты ходили по дворам крестьян и агитировали их вступить в колхоз. В каждую неделю собирали их на собрание и убеждали о превосходстве колхозного строя перед единоличным хозяйством. Для этой цели приходили также в деревню учителя из дер. Малые Кибечи. При отсутствии в деревне радио и телевидения, газет и журналов, такая агитация приносила положительные результаты.
Для подписки на газеты и журналы не хватало средств.
В первые дни организации колхоза семена, плуги, бороны и другой сельхозинвентарь находили сами члены артели. Для содержания лошадей не было больших конюшен. Для этой цели использовали конюшни частных лиц. Первый председатель колхоза Данилов Афанасий и счетовод Ефимов Николай активно занимались укреплением колхоза. В 1931-33 годах достаточно быстро колхоз укрепился по возделыванию сельхозугодий и получению высоких урожаев. Надо было заниматься и другим более важными делами.
Вскоре был построен сельский клуб и конюшня на 80 лошадей.
Однако в это время в деревне были и такие люди, которые активно агитировали крестьян не вступить в колхоз, терроризировали их. В основном, такими были кулаки, антисоветчики и истинно верующие. Уже в 1932 году некоторые колхозники вышли из артели по собственному желанию.
Источник: Рукописная книга "Размышления в одиночку". Автор- полковник в отставке Михайлов Андрей Михайлович, уроженец деревни Челкумаги.
26 сентября 2018. Чулкăмакара — çĕнĕ палăк
Канаш районĕнчи чулкăмакасен пысăк савăнăç. Кунта Тăван Çĕршывăн Аслă варçинче пуç хунисене асăнса çĕнĕ палăк уçрĕç.
Открытие памятника павшим воинам в Великой Отечественной войне в деревне Челкумаги.