Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Как праздновали Акатуй. Акатуй – весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. После Пасхи чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. Для проведения ритуальной части акатуй заранее варится пиво, готовятся съестные припасы, красятся яйца. Празднование акатуй в разных домах начинается в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главе стола ставится братина с пивом, в середину стола на специальном вышитом полотенце – блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Как только соберутся все приглашенные, хозяин назначает одного знающего ритуал старца руководителем, и тот приступает к исполнению своих обязанностей. Каждому из присутствующих подносится кружка пива, ломтик калача с сыром. Как только раздача заканчивается, руководитель запевает старинную песню « Алран кайми аки- сухи», что в переводе на русский означает «сев и пашня – вековечное дело наше», и все подхватывают эту песню. После завершения песни под руководством старца все совершают моление, обращаясь в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. В молитвах чуваши спрашивали у бога и подчиненных ему добрых духов обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям и знакомым. После завершения молитвы все съедали свою долю, выпивали свои кружки и усаживались за стол. Тут начинался пир горой. Обильные угощения должно было способствовать такому же обильному урожаю хлебов. Для завершения ритуальной части праздника акатуй каждая родственная группа выходила в озимое поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба , круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки и пиво. Все участники ритуала в праздничном одеянии и шли с песней. В поле все устраивались в конце загона, обращаясь лицом на восток. Старший родич, обращаясь к духам земли читал молитву и «угощал » их кусочками принесенных съестных припасов и пивом. Каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал по озимому клину крошки хлеба и сыра. Вся деревня, проводя ритуальную часть праздника акатуй, выходил на весеннюю пахоту. По окончанию всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. К самому торжественному заключительному циклу акатуя начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошади гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушку привязывали свои лучшие полотенца и тканые пояса. Молодые люди для участия в скачках готовили лошадей, щедро кормили их овсом. Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков. В день акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования происходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем. На опушке леса на почетном месте усаживались старики – члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце – флаг акатуя. Ниме. Ниме – коллективная помощь, устраиваемая односельчанами при выполнении трудоемких и хлопотных работ. Этот обычай сохранился в деревне и по настоящий день. Ниме не имеет определенных сроков проведения, однако чаще всего к коллективной помощи прибегали при строительстве нового дома. Возведение дома сопровождалось обрядами. Эти обряды Андрей Михайлович в своей книге описывает так: «по традиции по углам дома на первый венец клали шерсть, крест (часто из рябины), в переднем углу избы – медные монеты. После укладки двух-трех нижних венцов сруба справлялся древний обряд угощения кашей. Соблюдение этих обычаев, по представлению чувашей, должно было принести хозяевам счастье, уют и тепло в новом доме, оберегать от злых духов. Обрядовая каша по случаю закладки основания дома сопровождалось молитвой: «Пусть основание будет крепким, дом живет до своей старости. Дай, бог, жить с детьми при добре и здравии». Молитву читали также на новоселье: «Сегодня мы собрались в новом доме зажечь огонь, дать ему новую жизнь. Пусть в этом доме всегда будет удача, будет порядок и уют; его обитатели пусть будет крепкими и здоровыми. Пусть в этом доме никогда не потухнет огонь. В этом доме пусть будет изобилие хлеба, скота; перед людьми, ступающими через его порог с благословением, пусть ломится стол от яств… ».». Обычно ниме проводится в течение дня. Все в течении дня работают усердно и обычно до позднего вечера. Вечером в доме хозяина собираются все участники ниме. Хозяева дома в благодарность за работу угощали всех односельчан. Тяжелая работа завершалась праздничным застольем. Перед уходом гости усаживали хозяев во главу стола, подносили им по ковшу пива и затягивали благодарственную песню, низко кланялись хозяевам и расходились по домам с традиционным «тавсси!» - «спасибо за угощение!». Вырма Вырма – это жатва, уборочная страда. В старину хлеба убирали вручную – жали серпами. Это был изнурительный и трудный, вместе с тем весьма ответственный период в годичном трудовом цикле крестьянина. Хлеб – венец всех трудов земледельца – на жатве уже ощущается реально, весомо, а не в мечтах только. Даже небольшая горсть срезанных серпом ржаных стеблей – это добрая ломоть хлеба. А сколько таких ломтей в снопу, в кнопе! Одним из множества трудовых ритуалов было зажинок. Самая проворная женщина в семье развязывала серп, увязанный еще в прошлом году последней сжатой в поле горстью стеблей ржи, и срезала первую горсть. Перемешивала старые стебли с новыми, разбрасывала их перед собой на ниву и произносила благодарственную молитву духам земли : «О, Батюшка – Земля, Матушка – Земля! Спасибо вам, что вы благополучно перевели нас со старого хлеба на новый. Дайте нам силушек, чтобы жать, так же быстро как птицы скачут, работать временами шагом, временами бегом! Помилуй, Боже, не оставь нас!» Как в деревне варили пиво. В дореволюционный период и после популярным напитком в нашей деревне являлось пиво, без которого обходился редкий обряд. Вначале зерно ссыпалось для разбухания в корыто с водой. Через трое суток его высыпали в кучу, и зерно проращивалось. Время от времени кучу разбрасывали и вновь собирали. Затем его долго сушили на лавках жарко натопленного овина. Всего на приготовление солода уходило 9 – 12 дней. Сухой солод размалывался на мельнице. Не менее трудоемким был процесс пивоварения. Для этого почти каждый крестьянский двор имел лачугу, в летнюю пору пиво нередко варилось на берегу реки. При соотношении один пуд солода на шесть ведер кипяченой воды солод тщательно перемешивался в кадке. Потом кадку закрывали пологом, чтобы солод подластился. Через пять- шесть часов в кадку снова наливали кипяченую воду, и после этого сусло в кадке настаивалось. Чистую часть сусла отливали в другую кадку, а гущу процеживали через солому в корыте. С корыта процеженное сусло вытекало в кадку. Его кипятили в котле и снова процеживали. Как в деревне соблюдали ритуал трапезы. Обрядовая трапеза – это блюдо праздничного или ритуального назначения – свадебные, похоронно-поминальные, жертвенные. Трапезы бывают домашние и общественные. При приходе гостей крестьяне показывали свое гостеприимство, выставляли на стол наиболее ценные припасы, имевшиеся дома или заранее приготовленные для гостей. Гостевыми блюдами являлись шырттан (маленькие сушеные ломтики мяса), сырки, масло, мед; не требовавшие много времени на приготовление горячие лакомые блюда, сваренные вкрутую и поджаренные яйца, пресные лепешки. Источник: Рукописная книга "Размышления в одиночку". Автор- полковник в отставке Михайлов Андрей Михайлович, уроженец деревни Челкумаги. Начало: Старинные обычаи | |
Просмотров: 1628 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/8 |