ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ДЕРЕВНИ ПЕРЕДНИЕ ЯНДОУШИ КАНАШСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ!

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Старинные обычаи деревни

Как праздновали Акатуй.

     Акатуй – весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. После Пасхи чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. Для проведения ритуальной части акатуй заранее варится пиво, готовятся съестные припасы, красятся яйца. Празднование акатуй в разных домах начинается в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главе стола ставится братина с пивом, в середину стола на специальном вышитом полотенце – блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Как только соберутся все приглашенные, хозяин назначает одного знающего ритуал старца руководителем, и тот приступает к исполнению своих обязанностей. Каждому из присутствующих подносится кружка пива, ломтик калача с сыром. Как только раздача заканчивается, руководитель запевает старинную песню « Алран кайми аки- сухи», что в переводе на русский означает «сев и пашня – вековечное дело наше», и все подхватывают эту песню. После завершения песни под руководством старца все совершают моление, обращаясь в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. В молитвах чуваши спрашивали у бога и подчиненных ему добрых духов обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям и знакомым. После завершения молитвы все съедали свою долю, выпивали свои кружки и усаживались за стол. Тут начинался пир горой. Обильные угощения должно было способствовать такому же обильному урожаю хлебов. Для завершения ритуальной части праздника акатуй каждая родственная группа выходила в озимое поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба , круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки и пиво. Все участники ритуала в праздничном одеянии и шли с песней. В поле все устраивались в конце загона, обращаясь лицом на восток. Старший родич, обращаясь к духам земли читал молитву и «угощал » их кусочками принесенных съестных припасов и пивом. Каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал по озимому клину крошки хлеба и сыра. Вся деревня, проводя ритуальную часть праздника акатуй, выходил на весеннюю пахоту. По окончанию всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. К самому торжественному заключительному циклу акатуя начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошади гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушку привязывали свои лучшие полотенца и тканые пояса. Молодые люди для участия в скачках готовили лошадей, щедро кормили их овсом. Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков. В день акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования происходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом.    Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем. На опушке леса на почетном месте усаживались старики – члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце – флаг акатуя.
     Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.
     Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря. Его обычно награждали бараном.
     Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенце, призы обычно привязывали к шеям лошадей.
     К сожалению, этот обычай в деревне в настоящее время не сохранился.

 

Ниме.

     Ниме – коллективная помощь, устраиваемая односельчанами при выполнении трудоемких и хлопотных работ. Этот обычай сохранился в деревне и по настоящий день. Ниме не имеет определенных сроков проведения, однако чаще всего к коллективной помощи прибегали при строительстве нового дома. Возведение дома сопровождалось обрядами. Эти обряды Андрей Михайлович в своей книге описывает так: «по традиции по углам дома на первый венец клали шерсть, крест (часто из рябины), в переднем углу избы – медные монеты. После укладки двух-трех нижних венцов сруба справлялся древний обряд угощения кашей. Соблюдение этих обычаев, по представлению чувашей, должно было принести хозяевам счастье, уют и тепло в новом доме, оберегать от злых духов. Обрядовая каша по случаю закладки основания дома сопровождалось молитвой: «Пусть основание будет крепким, дом живет до своей старости. Дай, бог, жить с детьми при добре и здравии». Молитву читали также на новоселье: «Сегодня мы собрались в новом доме зажечь огонь, дать ему новую жизнь. Пусть в этом доме всегда будет удача, будет порядок и уют; его обитатели пусть будет крепкими и здоровыми. Пусть в этом доме никогда не потухнет огонь. В этом доме пусть будет изобилие хлеба, скота; перед людьми, ступающими через его порог с благословением, пусть ломится стол от яств… ».». Обычно ниме проводится в течение дня. Все в течении дня работают усердно и обычно до позднего вечера. Вечером в доме хозяина собираются все участники ниме. Хозяева дома в благодарность за работу угощали всех односельчан. Тяжелая работа завершалась праздничным застольем. Перед уходом гости усаживали хозяев во главу стола, подносили им по ковшу пива и затягивали благодарственную песню, низко кланялись хозяевам и расходились по домам с традиционным «тавсси!» - «спасибо за угощение!».

Вырма

     Вырма – это жатва, уборочная страда. В старину хлеба убирали вручную – жали серпами. Это был изнурительный и трудный, вместе с тем весьма ответственный период в годичном трудовом цикле крестьянина. Хлеб – венец всех трудов земледельца – на жатве уже ощущается реально, весомо, а не в мечтах только. Даже небольшая горсть срезанных серпом ржаных стеблей – это добрая ломоть хлеба. А сколько таких ломтей в снопу, в кнопе! Одним из множества трудовых ритуалов было зажинок. Самая проворная женщина в семье развязывала серп, увязанный еще в прошлом году последней сжатой в поле горстью стеблей ржи, и срезала первую горсть. Перемешивала старые стебли с новыми, разбрасывала их перед собой на ниву и произносила благодарственную молитву духам земли : «О, Батюшка – Земля, Матушка – Земля! Спасибо вам, что вы благополучно перевели нас со старого хлеба на новый. Дайте нам силушек, чтобы жать, так же быстро как птицы скачут, работать временами шагом, временами бегом! Помилуй, Боже, не оставь нас!»
     В такой момент всех охватывает приподнятое, праздничное настроение. От процедуры зажинка так и веет торжественностью, благоговейностью.
     Рожь, сжатая серпом, не теряла в поле ни одного колоска, ни одного зернышка. Девять снопов колосьями вверх прислонялись друг другу, образуя подобие шалашика. Сверху, как шапку, надевали десятый сноп. Русские называют это суслоном, а чуваши «дамской прической». В урожайный год с одного суслона намолачивали до пуда, а то и более зерна.
     Жали с самого раннего утра до сумерек. Жали и взрослые, и дети с девяти – десяти лет. Совсем маленьких детей вывозили в поле на детских колясках, за ними присматривали ребята постарше. Красивое это было зрелище жнитво: девушки и женщины в расшитых красным белых рубахах, в полном праздничном серебряном убранстве. Хрустящий звук перерезаемых серпом стеблей сливался с серебряным звоном монист, трелями жаворонков… Не зря чуваши говорили, что в страду и домовой не усидит дома, непременно выходит в поле. Не труд, а праздник, - может показаться со стороны. Но это был труд, изнурительный труд хлебороба!
     Перед окончанием жатвы на последнем загоне из сжатого хлеба связывают особенно большой сноп. Высокий – в человеческий рост – толстущий сноп олицетворял изобилие.
     Хозяйка загона забирает все серпы, выдергивает недожатый пучок и им связывает серпы вместе.
Наконец складывают последние снопы в копна, берут с собой самый большой сноп и с песнями возвращаются домой.
     Снопы на току складывали в большие кладки на подставках. Это делалось, чтобы спасти хлеб от мышей.
В настоящее время этот обычай полностью утерян, да и необходимости в этом нет, так как хлеб убирают с помощью комбайнов. Серпы теперь можно увидеть только в музеях и в некоторых домах деревни.
Как совершали первый выгон скота.
     Крестьяне в нашей деревне до революции 1917 года разводили лошадей, коров, овец, коз, гусей и куриц. Лошадей содержали зимой в утепленных конюшнях, кормили сеном, соломой, овсом. Летом конский табун жители деревни пасли поочередно, при работе на полях, отдаленных от селения, устраивали стойла. В страду, когда днем приходилось работать, лошадей пасли ночью под присмотром на лугах, на опушках.
Зимой скот содержался в скотном загоне, на ночь его закрывали в хлев. Ягнят и телят держали в избе или в утепленном помещении.
     Первый выгон совершался при особых обрядах в «легкий» день. Его поручали женщине, у которой руки считались «легкими». Обычно перед выгоном совершали моление. Вперед пропускали корову черной или белой масти; считалось, что если первой пойдет красная корова, будет пожар. Через околицу перед первым выгоном люди бросали яйца.
     В настоящее время эти обряды в деревне не соблюдаются, хотя люди содержат домашний скот и каждой весной выгоняют их на пастбища.

 

Как в деревне варили пиво.    

     В дореволюционный период и после популярным напитком в нашей деревне являлось пиво, без которого обходился редкий обряд. Вначале зерно ссыпалось для разбухания в корыто с водой. Через трое суток его высыпали в кучу, и зерно проращивалось. Время от времени кучу разбрасывали и вновь собирали. Затем его долго сушили на лавках жарко натопленного овина. Всего на приготовление солода уходило 9 – 12 дней. Сухой солод размалывался на мельнице. Не менее трудоемким был процесс пивоварения. Для этого почти каждый крестьянский двор имел лачугу, в летнюю пору пиво нередко варилось на берегу реки. При соотношении один пуд солода на шесть ведер кипяченой воды солод тщательно перемешивался в кадке. Потом кадку закрывали пологом, чтобы солод подластился. Через пять- шесть часов в кадку снова наливали кипяченую воду, и после этого сусло в кадке настаивалось. Чистую часть сусла отливали в другую кадку, а гущу процеживали через солому в корыте. С корыта процеженное сусло вытекало в кадку. Его кипятили в котле и снова процеживали.
Закваска делалась из хорошего солода, дрожжей и муки. Все это перемешивалось, затем смесь кисла. Когда начиналось активное брожение, закваску отливали в кадку с суслом, приговаривая при этом: «Скорей броди, шуми, как шумит весенняя вода. Почетные гости приехали, пить хотят, скорее броди. За белым зайцем гонятся, оседлав белого коня, постелив на него белый войлок, так же поспешай». Вместе с закваской в сусло выливали отвар хмеля. Все компоненты перемешивались, кадка тщательно закрывалась пологом.
     Сусло бродили сутки. Затем готовое к употреблению пиво процеживали через сито. Для повседневного потребления готовилось некрепкое пиво, а для праздников – густое, крепкое.
     В настоящее время в деревне никто не варит пиво по старинным обычаям, так как в этом нет нужды.

 

Как в деревне соблюдали ритуал трапезы.    

     Обрядовая трапеза – это блюдо праздничного или ритуального назначения – свадебные, похоронно-поминальные, жертвенные. Трапезы бывают домашние и общественные. При приходе гостей крестьяне показывали свое гостеприимство, выставляли на стол наиболее ценные припасы, имевшиеся дома или заранее приготовленные для гостей. Гостевыми блюдами являлись шырттан (маленькие сушеные ломтики мяса), сырки, масло, мед; не требовавшие много времени на приготовление горячие лакомые блюда, сваренные вкрутую и поджаренные яйца, пресные лепешки.
     Угощение начиналось с пива. Гостю предлагалось выпить подряд три раза – это предписывалось традицией.
Гости приносили с собой гостинцы – это бочонок пива, каравай хлеба, сыр. Характер гостинцев зависел от обстоятельств – праздника, обряда, торжества.
     Некоторые обычаи сохранились до сих пор. В гости идут с гостинцами, особенно в праздники.

Источник: Рукописная книга "Размышления в одиночку". Автор- полковник в отставке Михайлов Андрей Михайлович, уроженец деревни Челкумаги.

Начало: Старинные обычаи

Категория: Мои статьи | Добавил: Яндоуши (01.03.2016)
Просмотров: 1523 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 1
0
1 Яндоуши   (05.08.2017 16:17) [Материал]
КИРЕМЕТ [киремет’], Керемет – 1) в традиционных верованиях чувашей дух Добра и Зла высшего разряда, посредник между богами верховного мира и хтоническими духами нижнего мира. Мифы о появлении К. гласят, что так первоначально назывался стар. сын верховного бога Турă; в колеснице, запряжён. белыми конями, он разъезжал по земле, принося плодородие. Подстрекае­мые Шуйттаном люди убили его и сожгли. Чтобы скрыть от бога содеянное, прах развеяли по ветру, и повсюду образовались киреметища. Культ К. возник, как полагают нек-рые исследователи, из почитания умерших, слившегося с культом мусульман. святых; распространился, вероятно, в болгар. эпоху и встречался у всех народов Поволжья; 2) священ. местность (гора или возвышен. место, родник и дерево, чаще всего старый дуб), символизирующая Первосушу-Первогору с Древом и Водой потопа, и место обществен. жертвоприношения (киреметище). Членами экспедиций Росс. императорской Академии наук (18 в.), миссионерами, путешественниками К. были названы «священными рощами», что и вошло в рус. литературу как термин.
Выбор местности К. с определён. ланд­шафтом и строительство святилища подчинялись принципам одного из направлений учения Заратуштры, к-рое гласило, что земля, сама природа под сводом Неба – это и есть храм. Расположение К. символизировало модель мира: это возвышен. место нахождения киреметища (мифич. гора), священ. ключ (первоначал. вода), священ. дерево в середине святилища (мировое древо); особую роль играли огонь, земля, стороны света, животные и т.д. Для проведения обществен. обряда здесь возводились культовые сооружения. Классич. форма К. имела следующий вид: прямо­угол. ограда с воротами на запад, в ней – постройка-святилище. Внутри помещения, в восточ. его части, находилось объём. изображение бога или богов, а посередине – длин. столб (ось Мира) с кругом (Солнце) на верх. конце. В обустройстве К. были сосредоточены ми­фологич. представления, обычаи, обряды, ритуалы, произведения народ. зодчества – скульптуры, их связь с окружающей средой. Здесь росли священ. деревья, на к-рых развешивались дары, приносимые К. В качестве жертвен. дерева служили дуб или вяз, иногда берёза, ветла.
Смотрителем К. был служитель культа мăчавăр, собиравший средства на проведение обществен. жертвоприношения и совершавший обряды и моления.
Моление К. – чÿк являлось значител. обществен. обрядом, совершавшимся ежегодно, чаще всего весной до выхода на пахоту. Церемония моления вобрала в себя инсценировку сюжетов мифов о сотворении мира, об оплодотворении Небом Земли. Являвшиеся предметом почитания рода отдельные К. с течением времени становились объектами почитания сел. общины. Бытовали моления, на к-рые собиралось до тысячи человек, – это межсельские обряды жертвоприношения аслă К. (букв. старший К.), проводившиеся раз в несколько лет. Накануне общесельских и межсельских молений их участники совершали банное очищение, на святилище ходили в белой одежде, старцы надевали холщовые кафтаны, украшен. вышитым орнаментом, символизирующим космогонич. сюжеты. Они произносили молитвы, в к-рых звучали просьбы о плодородии, приумножении рода, старались умилостивить грозного К., называя его святым, добрым. Церемония в целом имитировала ежегод. обновление природы, завершалась она обществен. трапезой.
До разрушения К. в период христианизации они имелись в каждом чуваш. селении, особо почитались К. округи. Одним из наиболее извест. был культ Валем хуçа. К. под этим названием имелись во многих местностях расселения чувашей. Вероятно, они восходили к святилищу вблизи Биляра, превратившемуся в природ. храм населения Волж­ской Болгарии, его посещали чуваши, марийцы и удмурты. С принятием верхов. властью мусульманства приобретает название «Валем-ходжа». С распространением среди народов Сред. Поволжья христианства православные стали посещать это святилище в дни церков. празднеств. В 1990-е гг. здесь появились мусульман. сооружения. Священ. место продолжают посещать чуваши, татары, русские, марийцы, удмурты, мордва и др.
Чуваши, образовавшие в результате миграций этнотерриториал. группы в Поволжье, Закамье и Приуралье, продолжали молиться духам той местности, откуда переселились в 17–18 вв. их предки. Хотя святилища исчезли давно, память о горе К., дереве Ама йывăç, ограде, роднике, ежегодно проводившихся молениях сохранилась, местонахождение К. отразилось в топонимике.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Анализ сайта Рейтинг@Mail.ru